Этапы развития ролевых игр

Детство и игра, как два брата-близнеца, неотделимы. Ребенок взрослеет и его игры усложняются, выходят на новый уровень. Чем родители могут помочь на каждом этапе развития ролевых игр? Как стимулировать малыша перейти от примитивных игр-манипуляций к играм с развитым сюжетом, подключающим воображение и эмоции? Простые советы помогут каждому родителю перейти от наблюдателя в полноценного участника ролевой игры.

Первый этап. Игры в действия.

Характерен для детей 2-3 лет. Ребенок изучает предметы и пытается перенести свой опыт в простые и незамысловатые игры. Большую часть занимает подражание взрослым или старших детям. Все, что малыш видит в повседневной жизни — уборка, готовка, укладывание спать — он пробует воспроизвести на игрушках. Это первые попытки ребенка погрузиться в роль.

Задачи взрослых на первом этапе:

  • формировать игровые цепочки из двух-трех действий;
  • принимать участие в игре и вовлекать в нее детей;
  • четко обозначать сюжет;
  • показать ребенку, как можно одушевить кукол и другие игрушки с помощью речи и действий.
Второй этап. Простые ролевые игры.
Этот этап начинается с трех лет. Появляются «дочки-матери», «игры в доктора», «встречаем гостей» и т.п. Ребенок примеривает на себя роль мамы, врача, брата. Начинает говорить за себя и за игрушки. Но для развития ребенка нужен тот, кто умеет играть. Им может стать либо взрослый, либо старший по возрасту ребенок. Если малыш не остается наедине на данном этапе развития ролевых игр, то он стремительно переходить к следующему, более важному, добавляя сюжет.
Задачи родителей на втором этапе:
  • научить выстраивать отношения между ребенком и игрушкой (или партнером по игре);
  • освоить простейшие диалоги;
  • стимулировать задавать вопросы и на них отвечать;
  • научить комбинировать действия. Например, девочки в роли мамы, кукла — в роли дочки, мама — в роли бабушки…
Третий этап. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра возникает тогда, когда одна игровая ситуация плавно переходит в другую, связанную с ней по смыслу. Здесь не обойтись без атрибутов и игрушек для ролевых игр. Удобно включать героев сказок, мультфильмов, книг, знакомых людей. Играя, ребенок переживает обиду, злость, зависть, страх. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок освоит азы общения и сможет прожить ту или иную ситуацию, раскрыть всё значение ролевых игр.
Задачи родителей на третьем этапе:
  • усложнять сюжет через последовательность игровых ситуаций;
  • развивать ролевые диалоги;
  • вовлекать ребенка в детализацию сюжета;
  • учить проигрывать разные роли;
  • переносить жизненные и сказочные сюжеты в игровую ситуацию;
  • вводить дозированный эмоциональный накал;
  • пытаться проиграть проблемные ситуации ребенка, используя другие игровые персонажи.
Четвертый этап. Творческие сюжетно-ролевые игры.
На первое место выходит воображение ребенка, умение придумать волшебный, необычный мир, новых героев, развить фантастический сюжет. Этот этап для старших дошкольников и школьников, способных окунуться в немыслимые приключения. Бывает так, что у ребенка появляется друг, чье умение поддерживать игру находится на близком уровне развития. Тогда творческие игры станут одним из самых ярких событий детства. Их будут вспоминать, рассказывать, ими будут гордиться.
Задачи взрослых на четвертом этапе:
  • познакомить ребенка с многообразием жизни, открыть удивительный мир книг, природы, техники;
  • постоянно развивать воображение ребенка;
  • научить видеть необычное в обычном;
  • развивать речь ребенка;
  • не прерывать полет фантазии, учиться слушать детей;
  • знакомить детей с разными видами творческой деятельности;
  • развивать личностное общение ребенка с детьми и взрослыми.
В заключении приведу фрагмент из книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»

Мама даже не подозревает, что, рассматривая суп в тарелке, ребенок видит подводный мир с водорослями и затонувшими кораблями, а проделывая бороздки в каше, представляет, что это — ущелья среди гор, по которым пробираются герои его сюжета. Иногда поутру родители не знают, кто сидит перед ними в образе их родного дитяти: то ли девочка Настя, то ли Лисичка, которая аккуратно  раскладывает свой пушистый хвост и требует на завтрак только то, что едят лисы. Чтобы не попасть впросак, бедным взрослым бывает полезно заранее спросить ребенка, с кем они имеют дело сегодня.

Интересное по теме:

 

Вам это будет интересно...

5 Комментария/ев

  1. Irina Prudnikova:

    А я и не думала, что детские ролевые игры — это прям целая система развития ребёнка. А я никогда и не придавала этому значение!!! Подрастём, учтём!)))))))))

  2. Irina Prudnikova:

    Да и вообще, Мария, с детской академией у нас как-то всё изменилось!) До этого изучала материал где придётся и когда придётся, а здесь всё в одном месте собрано! Можно спокойно потихоньку изучать материал и не переживать, что что-то будет упущено!))

  3. Ролевые игры мы обожаем — в кого только не перевоплощаемся :)

    • Мария Потапова:

      Людмила, это здорово! Не многие родители принимают активное участие в играх с детьми.

  4. Спасибо за статью, играла с ребенком, но не много по другому. Попробую как у вас написано)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

WordPress: 31.93MB | MySQL:595 | 4,916sec