Развитие образной памяти у детей

Давайте попытаемся вспомнить свои самые яркие впечатления. Если мы их проанализируем, то обнаружим нечто общее. Нам значимы воспоминания об ароматах, вкусах, пейзаже, ощущений от прикосновений. Это все и есть образная память. Создавать образы окружающего мира нам помогают наши органы чувств: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Поэтому образную память делят на несколько видов: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную. Чаще всего люди используют зрение и слух. В связи в этим в детском возрасте необходимо особое внимание уделять на развитие у малышей обонятельной, вкусовой и осязательной памяти.

Любая информация запоминается надолго и легко, если одновременно задействовано несколько органов чувств и материал неоднократно повторяется. Ключ к эффективному развитию детской памяти — овладение ребенком мнемическими приемами, доступными понимаю:

  • группировка — выделение и разбивка материала на группы по смыслу, ассоциациям.
  • классификация — это усложненный процесс группировки, распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака
  • составление плана — смысловая группировка или разбивка текста
  • рассматривание ряда символов, предметов и их запоминание
  • многократное повторение в неизменной форме (используется чаще всего для стихотворений, сказок)
  • повторение в разной форме (запоминание слов, предметов в любом порядке)
  • ассоциация — установление связей по сходству или противоположности
  • аналогия — установление сходства, подобия предметов, явлений, понятий
  • схематизация — упрощенное описание или изображение чего-либо, составление схематичных рисунков, обозначающих предмет или сюжет рассказа
  • перекодирование — перевод информации из образной формы в словесную или наоборот, словесную в образную
  • сериация — последовательное расположение предметов (выстраивание ряда) в зависимости от размера, формы, цвета, объема и т.д.
Развитие памяти у детей проводится через игровые увлекательные занятия, упражнения с опорой на яркую наглядность, прослушивание музыкальных произведений, обследование предметов с разной поверхностью, развитие вкусовых ощущений и т.д.

Примеры игровых заданий для развития образной памяти у детей.

Игра «Найди такой же»
Научимся запоминать внешний вид предметов, выделять особенности его формы, размера, цвета, разовьем зрительную память.
Понадобятся разнообразные по форме, размеру и цвету осенние листья по 5-7 одного вида, фигурки зайца и ежа, корзинки для ребенка и игрушек.
Для начала создадим волшебную атмосферу осеннего леса и представим, что оказались на полянке. Прочитайте стихотворение Берестова, взяв в руки кленовый листик и отпустив его на последней строчке:
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Продолжим сюжет. На лесной опушке жили-были звери — зайчонок и ежик. И решили они свои избушки украсить красивыми осенними листьями. Зайка просит помочь ему найти желтые березовые и красные осиновые листья, а ежу нравятся резные светло-коричневые дубовые листья и кленовые, похожие на ракрытую ладошку. Поможем зверюшкам?
Рассмотрим внимательно все листики. Обведем пальчиками контуры, обсуди форму и цвет. Для малышей можно положить по одному листочку зверюшкам в качестве образца и ориентира для сравнения. Только после этого берем корзиночки и приступаем к сбору листьев. Задавайте вопросы и просите ребенка комментировать свои действия. Почему ты взял этот листик? Он такой же желтый  с мелкими зубчиками, как лист березы у зайца.
Возможно некоторые листья останутся нетронутыми. Обсудите, почему они не подошли.

 

Игра «Угадай, какого предмета не стало»
Очень популярная и знакомая всем игра. Она развивает умение пользоваться приемами анализа и синтеза, проводить сравнительный анализ, припоминать детали, формирует умение пользоваться мнемическими приемами — соединять отдельные детали в сюжетную картинку, связывать их в единую сюжетную линию рассказа.
Приготовьте несколько игрушек или карточек с картинками. Для детей от 2 до 3 лет — 3-4 предмета, а для детей от 4 лет — 5-7 предметов.
Выкладываем карточки или фигурки, внимательно рассматриваем.
Накрываем платочком. Можно приговаривать «Раз, два, три, четыре, пять. Кто-то спрятался опять».
Аккуратно убираем одну деталь. Для дитешек от 5 лет, можно одновременно убрать 2 предмета.
Второй вариант игры — игра наоборот. Дополнять цепочку картинок или героев и угадывать, кто новый появился.
В эту игру удобно играть после инсценировки сказки. Наш хит — игра с героями сказки «Руковичка».

 

Игра «Угадай по голосу»
Цель игры — развивать слуховую память.
Понадобиться небольшой фигурка козленка и несколько других игрушек, которые мы будем наделять разными голосами. Ведущему потребуется имитировать разную интонацию, либо подключить к игре других детей или взрослых.
Создаем сказочный сюжет.
Маленький козленок рассказывает как он с братьями ошиблись и не смогли отличить голос мамы Козы от голоса злого Волка.
Пусть каждая игрушка поздоровается с козленком (ведущий меняет голоса). Подмечайте особенности голоса: высокий или низкий, быстрый или медленный, тихий или громкий, радостный или грустный.
Теперь малыш пусть отвернется. Ведущий в произвольном порядке произносит любую фразу или строчку из стихотворения разными голосами, а ребенок угадывает, кто же это говорит.

 

Приятных занятий!

 

Интересное по теме:

Вам это будет интересно...

3 Комментария/ев

  1. Yuli@:

    Мария, скажите, а зрительная и образная память чем отличаются? Или это одно и то же?

    • Мария Потапова:

      Юлия, зрительная — это часть образной памяти. Т.е. образная память — это более широкое понятие.

  2. Irina Prudnikova:

    А скажите, Мария, все эти и многие другие игровые задания для развития образной памяти предназначены для деток с какого возраста? Не ранее 2-х лет, наверное?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

WordPress: 31.95MB | MySQL:597 | 4,899sec