Не пропустите свежие видео!

Логин
Ближайшие события
365 идей для развивающих занятий
Новогодний сборник заданий
Для детей от 2 до 3 лет
Тренинг "Как помочь малышу заговорить?" 19 мая - 16 июня 2014
Развитие речи малыша
20 ГОТОВЫХ занятий по развитию речи
Тренинг "Как составить индивидуальный план развития ребенка?"
Индивидуальный план развития ребенка
Как не перегрузить и ничего не упустить?
"Академия для малышей и малышек"
Всегда можно присоединиться!
Развивающие занятия для детей от 9 месяцев до 2-х лет
Развивающие занятия для детей от 9 месяцев до 2-х лет

Давайте попытаемся вспомнить свои самые яркие впечатления. Если мы их проанализируем, то обнаружим нечто общее. Нам значимы воспоминания об ароматах, вкусах, пейзаже, ощущений от прикосновений. Это все и есть образная память. Создавать образы окружающего мира нам помогают наши органы чувств: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Поэтому образную память делят на несколько видов: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную. Чаще всего люди используют зрение и слух. В связи в этим в детском возрасте необходимо особое внимание уделять на развитие у малышей обонятельной, вкусовой и осязательной памяти.

Любая информация запоминается надолго и легко, если одновременно задействовано несколько органов чувств и материал неоднократно повторяется. Ключ к эффективному развитию детской памяти – овладение ребенком мнемическими приемами, доступными понимаю:

  • группировка – выделение и разбивка материала на группы по смыслу, ассоциациям.
  • классификация – это усложненный процесс группировки, распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака
  • составление плана – смысловая группировка или разбивка текста
  • рассматривание ряда символов, предметов и их запоминание
  • многократное повторение в неизменной форме (используется чаще всего для стихотворений, сказок)
  • повторение в разной форме (запоминание слов, предметов в любом порядке)
  • ассоциация – установление связей по сходству или противоположности
  • аналогия – установление сходства, подобия предметов, явлений, понятий
  • схематизация – упрощенное описание или изображение чего-либо, составление схематичных рисунков, обозначающих предмет или сюжет рассказа
  • перекодирование – перевод информации из образной формы в словесную или наоборот, словесную в образную
  • сериация – последовательное расположение предметов (выстраивание ряда) в зависимости от размера, формы, цвета, объема и т.д.
Развитие памяти у детей проводится через игровые увлекательные занятия, упражнения с опорой на яркую наглядность, прослушивание музыкальных произведений, обследование предметов с разной поверхностью, развитие вкусовых ощущений и т.д.

Примеры игровых заданий для развития образной памяти у детей.

Игра “Найди такой же”
Научимся запоминать внешний вид предметов, выделять особенности его формы, размера, цвета, разовьем зрительную память.
Понадобятся разнообразные по форме, размеру и цвету осенние листья по 5-7 одного вида, фигурки зайца и ежа, корзинки для ребенка и игрушек.
Для начала создадим волшебную атмосферу осеннего леса и представим, что оказались на полянке. Прочитайте стихотворение Берестова, взяв в руки кленовый листик и отпустив его на последней строчке:
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Продолжим сюжет. На лесной опушке жили-были звери – зайчонок и ежик. И решили они свои избушки украсить красивыми осенними листьями. Зайка просит помочь ему найти желтые березовые и красные осиновые листья, а ежу нравятся резные светло-коричневые дубовые листья и кленовые, похожие на ракрытую ладошку. Поможем зверюшкам?
Рассмотрим внимательно все листики. Обведем пальчиками контуры, обсуди форму и цвет. Для малышей можно положить по одному листочку зверюшкам в качестве образца и ориентира для сравнения. Только после этого берем корзиночки и приступаем к сбору листьев. Задавайте вопросы и просите ребенка комментировать свои действия. Почему ты взял этот листик? Он такой же желтый  с мелкими зубчиками, как лист березы у зайца.
Возможно некоторые листья останутся нетронутыми. Обсудите, почему они не подошли.

 

Игра “Угадай, какого предмета не стало”
Очень популярная и знакомая всем игра. Она развивает умение пользоваться приемами анализа и синтеза, проводить сравнительный анализ, припоминать детали, формирует умение пользоваться мнемическими приемами – соединять отдельные детали в сюжетную картинку, связывать их в единую сюжетную линию рассказа.
Приготовьте несколько игрушек или карточек с картинками. Для детей от 2 до 3 лет – 3-4 предмета, а для детей от 4 лет – 5-7 предметов.
Выкладываем карточки или фигурки, внимательно рассматриваем.
Накрываем платочком. Можно приговаривать “Раз, два, три, четыре, пять. Кто-то спрятался опять”.
Аккуратно убираем одну деталь. Для дитешек от 5 лет, можно одновременно убрать 2 предмета.
Второй вариант игры – игра наоборот. Дополнять цепочку картинок или героев и угадывать, кто новый появился.
В эту игру удобно играть после инсценировки сказки. Наш хит – игра с героями сказки “Руковичка”.

 

Игра “Угадай по голосу”
Цель игры – развивать слуховую память.
Понадобиться небольшой фигурка козленка и несколько других игрушек, которые мы будем наделять разными голосами. Ведущему потребуется имитировать разную интонацию, либо подключить к игре других детей или взрослых.
Создаем сказочный сюжет.
Маленький козленок рассказывает как он с братьями ошиблись и не смогли отличить голос мамы Козы от голоса злого Волка.
Пусть каждая игрушка поздоровается с козленком (ведущий меняет голоса). Подмечайте особенности голоса: высокий или низкий, быстрый или медленный, тихий или громкий, радостный или грустный.
Теперь малыш пусть отвернется. Ведущий в произвольном порядке произносит любую фразу или строчку из стихотворения разными голосами, а ребенок угадывает, кто же это говорит.

 

Приятных занятий!

 

Интересное по теме:

Один комментарий на “Развитие образной памяти у детей”

  • Yuli@ пишет:

    Мария, скажите, а зрительная и образная память чем отличаются? Или это одно и то же?

Оставить комментарий

БЕСПЛАТНО!
Получите прямо сейчас видеокурс "Как успешно развивать малыша, занимаясь 10 минут в день?"
Видеокурс для малышей от 10 месяцев до 2 лет
от 9 месяцев до 2-х лет
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *