Cоциально-нравственное развитие детей

Cоциально-нравственное развитие детей

Социально-нравственное развитие детей является неотъемлемой частью формирования и развития личности ребенка. Малыш получает первый опыт общения в семье, на детской площадке, в детском саду, учится вести себя в соответствии с нормами, принятыми в обществе, наследует культурные традиции. Поговорим о том, как прививать моральные чувства, закладывать привычки поведения и навыки, что собственно и является основной задачей социально-нравственного развития детей.

Когда и как начинать социально-нравственное развитие детей?

Конечно же через игры, беседы, чтение. Приведем художественные произведения и описание игр в соответствии с возрастом знакомства.

  • с рождения дарим ребенку улыбки, проявляем отзывчивость на требования малыша, уважаем и принимаем боязнь незнакомцев, создаем атмосферу привязанности в кругу семьи
  • помогаем налаживать первые взаимоотношения с близкими и сверстниками
  • в 1,5 — 2 года можно познакомить ребенка со стихотворением В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Даже в стихотворении про Мишку, которому оторвали лапу можно пробудить сочувствие и сострадание, которое в последствие будет перенесено на близких.
  • в 2-3 года можно добавить работу с карточками, обсуждения, беседы по картинкам. Для чтения выбираем старую добрую сказку «Петушок золотой гребешок и чудо-меленка», которая поможет обсуждению эмоционального состояния героев, а также заложит доброжелательные отношения к окружающим.
Вы можете скачать карточки «Что такое хорошо и что такое плохо»  Скачать карточки
А также сказку «Петушок золотой гребешок и чудо-меленка»  Скачать сказку
  • в 3-4 года пришла пора познакомить ребенка с произведениями В. Катаева «Цветик-семицветик», Г-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», С. Аксакова «Аленький цветочек».
    Попросите малыша загадать три желания, подскажите, что если очень-очень чего-то захотеть, то это непременно сбудется, а потому желать нужно доброе. Расскажите о своих желаниях, пусть ребенок осознает, что у разных людей могут быть разные желания и не обязательно они должны совпадать.
    Дополнить социальное воспитание детей помогут карточки «Правила поведения»

Скачать карточки

  • в 4-5 лет деткам понравятся сказка Б. Гримм «Беляночка и Розочка» , ненецкая народная сказка «Кукушка», Г.-Х. АНдерсен «Снежная королева», читая которые Вы можете привлекать ребенка к высказыванию суждений о поступках героев.
    Интересным будет создание «Коробочки добрый дел», в которую Вы с малышом ежедневно в конце дня можете писать записочки о добром деле, совершенном сегодня или же просто опускать любую мелкую деталь, а в конце недели подводить итоги и считать, сколько же доброго ребенок совершил
  • в 5-6 лет для социального развития ребенка на помощь призываем такие произведения, как «Волшебник изумрудного города, С. Волкова, С. Лагерлеф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», П. Бажов «Серебрянное копытце», Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
    Предлагаю в этом возрасте поиграть в игру «Проигрышная лотерея», основанная на методике Марии Терезы Бурке-Бельтран и помогающая оценить на сколько сформировано моральное поведение ребенка. Берем коробочку, показываем ребенку выигрышный билетик, но незаметно не кладем его в коробку. Таким образом, в коробке изначально только проигрышные варианты. Просим ребенка вынуть билетик и сообщить родителю результат.
    Вот только не забывайте, что не стоит ругать малыша, если ему захотелось выиграть и чуть-чуть Вас приврать. Воспринимайте данный случай как повод и направление для дальнейшего нравственного воспитания.
  • в 6-7 лет почитайте «Карлик Нос»  В. Гауф,  «Королевство кривых зеркал» В. Губарев и отдельно выделю сказку «Мальчик-звезда» О. Уальда, которая позволит затронуть тему эгоизма и внутренней красоты человека.
    В этом возрасте можно попробовать визуализацию. Предлагаю воспроизвести упражнение «Чаша доброты». Устройтесь удобно на полу Закройте глаза и представляйте свою любимую чашку. Мысленно наполняем ее до самых краев добротой.  Вдруг рядом появлятеся пустая чашка. Отлейте в нее из своей чашки. А вот еще одна пустая чашка, и еще, и еще… Делитесь, отливайте из своей чашки. Не жалейте. Посмотрите в сво чашку. Она полная или пустая? Добавьте в нее свою доброту. Вы можете делится своей добротой с другими и Ваша чашка всегда будет оставаться полной. Медленно открываем глаза и  говорим  «Это я. У меня есть такая чаша доброты!»

Конечно, возраст для игр и чтения указан примерно. Все зависит от интереса Вашего ребенка. Многие произведения можно перечитывать, переосмысливать, выходить на новый уровень обсуждения. Будьте внимательны к своим детям и уделяйте внимание социально-нравственному развитию ребенка.

Вам это будет интересно...

5 Комментария/ев

  1. Оксана:

    Мария, не перестаю восхищаться вами и как мамой и как наставником в вопросах воспитания и развития! Благодарю вас за такой нужный и доступный материал!!!

  2. Vesna:

    Замечательный совет -«Интересным будет создание “Коробочки добрый дел”, в которую Вы с малышом ежедневно в конце дня можете писать записочки о добром деле, совершенном сегодня или же просто опускать любую мелкую деталь, а в конце недели подводить итоги и считать, сколько же доброго ребенок совершил». Будем применять.Спасибо!

  3. Мария:

    Спасибо за интересную статью. А мне в голову давно пришла идея:каждый месяц устраивать в семье День добрых дел (помощь родственникам;кормление животных, птиц; помощь детям из детских домов игрушками, одеждой; даже приготовить с ребенком воскресный обед для любимой бабушки-тоже хорошо)))Инициатива конечно же должна исходить от родителей.Ведь мы своим примеров закладываем фундамент в наших детях.

  4. Olga:

    Мне очень приятно что мы с Катюшей познакомились с Вами. Наша жизнь стала намного интерестнее и веселее. Спасибо за проделанную работу.

  5. Irina Prudnikova:

    Как же прекрасно уделять внимание всем аспектам воспитания деток. Отличная идея про коробочку с добрыми делами! В рамках такого воспитания вырастет ну не ребенок, а золото! Остается родителям находить больше времени и не упустить драгоценные дошкольные годы!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

WordPress: 31.9MB | MySQL:600 | 3,596sec