Как развивать эмоциональный интеллект ребенка?

100 лет назад родители хотели, чтобы дети приобрели хорошие манеры и высокое социальное положение, в послевоенные десятилетия люди видели цель в образовании, но сегодня все больше взрослых хотят, чтобы их дети были эмоционально грамотными. Именно эмоциональный интеллект способен сделать Вашего малыша успешным. Сегодня рассмотрим несколько способов как развивать эмоциональный интеллект ребенка.

1.  Первым делом нужно ребенка познакомить с существующими эмоциями и одними из лучших помощников в этом деле будут развивающие карточки. Варианты могут быть разнообразные – от смайликов до портретов родственников, либо самого ребенка. Я предлагаю скачать вам карточки эмоций двух видов – изображения детей в нашей группе ВКонтакте и нарисованные фигурки по ссылке ниже.

Скачать карточки

Очень хороший вариант карточек от Марии Лебедевой “Эти разные эмоции” можно купить на Ozon.ru всего за 75 рублей.

Эти разные эмоции. Волшебный сундучок (набор из 21 карточки) Эти разные эмоции. Волшебный сундучок (набор из 21 карточки)

2.  Берем на вооружения и современные способы обучения – детские презентации. Можно просто смотреть презентацию, либо рассматривать и обсуждать, составлять рассказ, фантазировать о сюжете картинки.

Скачать презентацию

3. Не забываем, что для ребенка лучший способ обучения – это игра. Чтобы весело изучать эмоции, придумайте коротенькие рассказы и подбирайте подходящее лицо для выражения эмоций у мальчика на картинках.

[nggallery id=6]

4.  Объясняйте ребенку, что чувствуете Вы сами, например, если он Вас огорчил или рассердил. При этом лучше уходить от фразы в третьем лице. Старайтесь говорить “Я расстроена”, а не “Мама расстроена”. Такая модель с использованием “я” позволяет создавать более тесные и близкие отношения между детьми и родителями.

5. Читаем книги и обращаем внимание на эмоции, переживаемые героями. Особенно хотела бы порекомендовать в этих целях книги “Про зайку”  и “Еще про зайку” для деток в возрасте от 1 года до 3 лет, а также повесть “Бабушка на яблоне” Миры Лобе, которую переиздали в этом году, для детей по-старше.

6. Справляемся с детскими капризами, истериками, страхами и депрессиями. Да, это не просто и требует мужества от родителей. Но мы должны помогать нашему ребенку понять себя и направить свои эмоции и чувства в конструктивное русло.

7. Рассматриваем картины и обсуждаем, какие чувства вызывают сюжет, краски, тона у ребенка. А что мог чувствовать художник, когда создавал свой шедевр? Поиски ответа на последний вопрос, уж поверьте маме двух школьников, очень поможет Вашим детям при написании сочинений. :)

8. Слушаем музыку и учимся распознавать и выражать свои чувства. Для этой цели отлично подойдет прослушивание “Детского альбома” П.И. Чайковского.  Дети очень тонко чувствуют настроение, передаваемое через ноты и звуки, Вы даже удивитесь.

 


Буквально на днях на уроке музыки в школе мой средний сын рисовал закрытыми глазами, слушая произведения Моцарта. Интересный опыт. Попробуйте и вы со своими детьми выплеснуть свои эмоции от музыки посредством рисунка.

9. Кстати, о рисунках. Даже не будучи психологом, мы, родители, можем много понять, изучив то, что и как рисует наш малыш. Тема очень глобальная и не уберется в эту статью. Хочу лишь предложить детям нарисовать “Палитру чувств”. Напишите названия чувств на бумаге  и оставьте пространство или, например, нарисуйте кружок или квадратик, который ребенок будет закрашивать тем цветом, который ассоциируется с тем или иным чувством.

10. Не забываем о саморазвитии. Я имею в виду, что трудно будет учить ребенка, если сами не достаточно обладаете информацией об эмоциональном интеллекте.

Что почитать родителям на тему развития эмоционального интеллекта ребенка?

Пусть Ваши дети растут эмоционально грамотными, счастливыми и успешными!

 

P.S. Хотите узнать больше об эмоциональном интеллекте ребенка?  
Аудиосеминар “Эмоциональный интеллект – направление развития детей 21 века” расскажет Вам о конкретных навыках, которые стоит развивать в ребенке, чтобы он стал эмоционально грамотным:
  • как общаться со сверстниками
  • как вести себя в стрессовых ситуациях
  • как обходиться с собственными чувствами
  • как найти альтернативу агрессии.
Стоимость аудиосеминара  500 рублей

 


Вам это будет интересно...

17 Комментария/ев

  1. Ирина пишет:

    Маша, спасибо, очень много полезной информации для себя отметила!

  2. Сергей пишет:

    Спасибо автору! То что нужно именно сейчас.
    Приятно удивлен профессиональному подходу к важной теме.
    Буду заходить, учиться.

    С уважением WEBПапа Сергей.

  3. Машенька, огромное спасибо за столько полезных ссылок. Я вспомнила,как однажды видела на занятиях в художке педагог помогала почувствовать эмоции не только с помощью музыки и цвета, а еще и в движении. Самое интересное, что каждый по разному реагировал – кто-то кружился, кто-то залезал на стул, а кто-то лежал на ковре, попеременно двигая руками и ногами.

  4. Анна пишет:

    Мария, спасибо огромное! Как раз на днях думала о том, что нужно моих мальчиков (2г. и 5мес.) обучать эмоциям, и Ваш материал очень кстати. С завтрашнего дня начнем!

  5. tamaranatk пишет:

    Это действительно очень важно – развитие эмоционального интеллекта.
    ПО себе знаю, ведь в наше время этому не уделялось достаточно внимания. Приходилось потом все дорабатывать самой.

  6. Марина пишет:

    Забавно! У нас есть “Эмоциональный букварь от Ах до Ай-яй-Яй” Стрелковой Л.П. 1994г. Один в один Эмоциональный словарь Козлова. Книга замечательная.

  7. Алёна пишет:

    Спасибо большое, Мария! Очень познавательная статья. Как раз думала, как бы с ребенком поработать с эмоциями. А тут ваша рассылка.
    Музыка, рисование – это не только развитие малыша, но отличные возможности родителям узнать своего ребенка.

  8. ИраКо пишет:

    И не только родителям важно знать про этот самый эмоциональный интеллект. Мы в детском саду тоже готовим занятия интегрированные: чтобы и эмоции, и слух, и вкус, и творчество. Первой ласточкой был морской шторм – под музыку Вивальди – разные настроения, разные переживания – вот часть занятия:
    http://antipedagogika.com/?p=7176

    Благодаря музыке, эмоциям и переживаниям, малыши легко запомнили и про шторм, и про Вивальди (что он композитор) – самый настоящий эмоциональный интеллект:)
    За Чайковского спасибо – буду искать “Болезнь куклы”.

  9. Лариса пишет:

    Спасибо, очень полезный материал!!!!)))

  10. Екатерина пишет:

    Мария, спасибо огромное…очень, очень актуальный для нас материал))))С наступающим новым годом, чудес и исполнения всего задуманного!!!!

  11. Лилия пишет:

    Спасибо за варианты, Мария! Мальчика из п.3 распечатала, с сыном уже позанимались. Обязательно опробую Палитру чувств, даже самой интересно себя узнать))

  12. Анна пишет:

    Обнаружила, что сама не всегда могу понять по этим картинкам, что за эмоция изображена

  13. Екатерина пишет:

    Мария спасибо огромное за интересную статью и бесплатные материалы. Все очень полезно и познавательно.

  14. Наталья пишет:

    спасибо большое, Мария! именно эту информацию я искала! нас самих никто этому не учил, но все это так важно! Благодарю!

  15. Irina Prudnikova пишет:

    Мария, спасибо вам огромное! Я и не знала, что есть такое понятие “Эмоциональный интеллект” и что человек может быть эмоционально грамотным. Хорошо, что сейчас обнаружила этот материал, моей дочке 8 месяцев))) А вот интересно, какой оптимальный возраст для начала обучения эмоциям?

    • Мария Потапова пишет:

      Считаю, что сфера эмоционального развития подходит под разряд “Чем раньше – тем лучше”. Мой Степан с удовольствием рассматривал черно-белые карточки “Эмоции” уже в пять месяцев. А игры с мимикой мамы доступны с самого рождения.

  16. Yuli@ пишет:

    Даже не представляла себе важность развития эмоционального интеллекта у детей! Спасибо

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

WordPress: 47.23MB | MySQL:578 | 1.710sec