No Image

Июльские морозы и январские знойные дни являются

31 просмотров
15 ноября 2019

22 декабря – самый короткий день – начало зимы.

По другую сторону экватора, в южном полушарии Земли, с нашей весной совпадает осень, с нашим летом – зима и т. п.

Предложим читателю в заключение несколько вопросов, размышление над которыми поможет ему лучше уяснить и запомнить сказанное:

1. Где на земном шаре день равен ночи круглый год?

2. В котором часу (по местному времени) взойдет в Ташкенте Солнце 21 марта нынешнего года? В котором часу взойдет оно в тот же день в Токио? В Буэнос-Айресе?

3. В котором часу (по местному времени) закатится Солнце в Новосибирске 23 сентября нынешнего года? А в Нью-Йорке? На мысе Доброй Надежды?

4. В котором часу восходит Солнце в пунктах экватора 2 августа? 27 февраля?

5. Случаются ли июльские морозы и январские знойные дни[5]?

Слишком привычное уясняется нередко с бо́льшим трудом, чем необычное. Особенности десятичной системы счисления, которой мы овладеваем с детства, обнаруживаются для нас только тогда, когда мы пробуем изображать числа в иной, например, в семеричной или двенадцатеричной системе. Сущность евклидовой геометрии постигается нами тогда, когда мы начинаем знакомиться с геометрией неевклидовой. Чтобы хорошо понять, какую роль в нашей жизни играет сила тяжести, надо вообразить, что она во много раз больше или меньше, чем в действительности. Мы так и поступим, когда будем говорить о тяжести. А сейчас воспользуемся способом «если бы», чтобы лучше уяснить себе условия движения Земли вокруг Солнца.

Начнем с затверженного в школе положения, что земная ось составляет с плоскостью орбиты Земли угол в 66 1 /2° (около 3 /4 прямого угла). Вы хорошо поймете значение этого факта лишь тогда, когда вообразите, что угол наклона иной, – составляет не 3 /4 прямого угла, а, например, целый прямой. Иначе говоря, представьте себе, что ось вращения Земли перпендикулярна к плоскости орбиты, как мечтали сделать члены Пушечного клуба в фантастическом романе Жюля Верна «Вверх дном». Какие изменения вызвало бы это в привычном обиходе природы?

Если бы земная ось была перпендикулярна к плоскости орбиты

Итак, вообразим, что предприятие жюльверновских артиллеристов «выпрямить земную ось» осуществилось, и она стала под прямым углом к плоскости орбиты нашей планеты вокруг Солнца. Какие перемены заметили бы мы в природе?

Прежде всего нынешняя Полярная звезда – альфа Малой Медведицы – перестала бы быть полярной. Продолжение земной оси не будет уже проходить близ нее, и звездный купол станет вращаться вокруг другой точки неба.

Совершенно изменилась бы, далее, смена времен года; изменилась бы в том смысле, что смены этой больше не было бы вовсе.

Чем обусловлена смена времен года? Почему летом теплее, чем зимой? Не станем уклоняться от ответа на этот банальный вопрос. В школе разъясняют его далеко не достаточно, а позднее у большинства людей не бывает досуга им заняться.

Летом в северном полушарии становится тепло потому, во-первых, что из-за наклонного положения земной оси, северный конец которой теперь обращен больше к Солнцу, дни делаются длинными, ночи – короткими. Солнце дольше греет почву, а по ночам земля не успевает заметно остыть; приход тепла возрастает, расход уменьшается. Вторая причина та, что вследствие опять-таки наклона земной оси в сторону Солнца дневное светило ходит по небу высоко, и лучи его встречают почву под бо́льшим углом. Значит, летом Солнце греет не только д о л г о, но и с и л ь н о, ночное же остывание непродолжительно. Зимой – наоборот, Солнце греет м а л о времени и притом греет с л а б о, а ночное остывание длится долго.

В южном полушарии те же явления происходят шестью месяцами позднее (или, если угодно, раньше). Весной и осенью оба полюса занимают одинаковое положение по отношению к солнечным лучам; круг освещения почти совпадает с меридианами, дни и ночи близки к равенству, – создается климатическая обстановка, средняя между зимой и летом.

Будут ли эти перемены происходить, если земная ось станет перпендикулярно к плоскости орбиты? Нет, потому что земной шар окажется всегда в одинаковом положении относительно лучей Солнца, и в каждой точке круглый год будет царить один и тот же сезон. Какой?

Для умеренного и полярного поясов мы можем назвать его весной, хотя он имеет столько же прав именоваться и осенью. Дни всегда и всюду будут равны ночи, как теперь бывают только в 20-х числах марта и сентября. (В таком примерно положении находится планета Юпитер; ее ось вращения почти перпендикулярна к плоскости движения ее вокруг Солнца.)

Так происходило бы в нынешнем умеренном поясе. В жарком поясе климатические изменения были бы не столь заметны; на полюсах, напротив, они были бы всего значительнее. Здесь вследствие атмосферной рефракции, слегка поднимающей светило над горизонтом (рис. 15), Солнце никогда не заходило бы, а круглый год скользило бы у горизонта. Стоял бы вечный день, вернее – вечное раннее утро. Хотя теплота, приносимая лучами столь низкого Солнца, незначительна, но так как нагревание длилось бы непрерывно круглый год, то суровый полярный климат был бы заметно смягчен.

Вот единственная выгода от перемены угла наклона оси, выгода, не вознаграждаемая ущербом, который понесут самые культурные области земного шара.

Читайте также:  Клубника посадка и уход под осенью видео

Рис. 15. Атмосферная рефракция. Луч, исходящий от светила S2, проходя земную атмосферу, преломляется в каждом ее слое и искривляется, вследствие чего наблюдателю луч кажется вышедшим из точки S2, лежащей выше. Светило S1 уже зашло за горизонт, но благодаря рефракции наблюдатель еще видит его

Если бы земная ось была наклонена к плоскости орбиты на 45°

Сделаем теперь мысленно другую перемену: придадим земной оси наклон в половину прямого угла. В пору равноденствий (около 21 марта и около 23 сентября) смена дней и ночей на Земле будет такая же, как и теперь. Но в июне Солнце окажется в зените для 45-й параллели (а не для 23 1 /2°): эта широта играла бы роль тропиков. На широте 60 °Cолнце не доходило бы до зенита только на 15°; высота Солнца поистине тропическая! Жаркий пояс непосредственно примыкал бы к холодному, а умеренного не существовало бы вовсе. В Москве, в Харькове весь июнь царил бы непрерывный, беззакатный день. Зимой, напротив, целые декады длилась бы сплошная полярная ночь в Москве, Киеве, Харькове, Полтаве. Жаркий же пояс на это время превратился бы в умеренный, потому что Солнце поднималось бы там в полдень не выше 45°.

Тропический пояс, конечно, много потерял бы от этой перемены, так же как и умеренный. Полярная же область и на этот раз кое-что выгадала бы: здесь после очень суровой (суровее, чем ныне) зимы наступал бы умеренно-теплый летний период, когда даже на самом полюсе Солнце стояло бы в полдень на высоте 45° и светило бы дольше полугода. Вечные льды Арктики заметно уступили бы дружному действию солнечных лучей.

Если бы земная ось лежала в плоскости орбиты

Третий мысленный опыт наш состоит в том, что мы кладем ось Земли в плоскость ее орбиты (рис. 16). Земля будет обходить Солнце «лежа», вертясь вокруг оси примерно так, как вертится далекий член нашей планетной семьи – Уран. Что произойдет?

Близ полюсов полугодовой день, в течение которого Солнце спирально поднималось бы вверх от горизонта к самому зениту и снова спускалось бы к горизонту по такой же спиральной линии, сменялся бы полугодовой ночью. Их разделяли бы непрерывные многосуточные сумерки. Перед тем как скрыться под горизонтом, Солнце несколько суток обходило бы все небо, скользя по самому горизонту. В течение такого лета должны растаять все льды, накопившиеся за зиму.

Ответы на вопросы: 1) День всегда равен ночи на экваторе, потому что граница освещения делит экватор на две равные половины во всяком положении земного шара. 2) и 3) В дни равноденствий Солнце всюду на Земле восходит в 6 часов и заходит в 18 часов по местному времени. 4) На экваторе Солнце в течение всего года восходит ежедневно в 6 часов по местному времени. 5) В средних широтах южного полушария июльский мороз и январский летний зной – обычные явления.

Читайте также:

  1. I БӨЛІМ. КЛАССИКАЛЫҚ ЭКОНОМИКАЛЫҚ ТЕОРИЯНЫҢ НЕГІЗДЕРІ
  2. I класс
  3. I Мировая война. Отношение разл классов русск об-ва к в-не
  4. I. Организация класса
  5. I. Организация класса.
  6. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  7. I. Понятие МПЗ, классификация и оценка материалов.
  8. II класс
  9. II Классификация.
  10. II Отказ от предположений неоклассической теории
Особа Однина
1-ша ос. працюватиму буду працювати
2-га ос. працюватимеш будеш працювати
3-тя ос. працюватиме буде працювати
Множина
1-ша ос. працюватимемо будемо працювати
2-га ос. працюватимете будете працювати
3-тя ос. працюватимуть будуть працювати

Класс

Задание 1. Сегодня вечером на юго-востоке при хорошей погоде можно

наблюдать в Москве яркую планету. Что это за планета, в каком созвездии

она наблюдается и какие созвездия расположены рядом? Какие яркие звезды

этих созвездий вы знаете?

Задание 2.13 декабря наступило новолуние в 8 час. 42 мин. Когда наступит

Задание 3.Что такое тропик Рака, где он расположен, каким

астрономическим явлением он характеризуется, и почему его так называют?

Задание 4.На картине художника изображена Луна, которую он увидел на

даче. Но он забыл написать утро это или вечер. Так как это было в

Подмосковье, попробуйте определить и обосновать какое время суток утро

или вечер изобразил художник?

Задание 5.2 января 2013 года Земля будет в перигелии, на расстоянии 14,7

млн.км от Солнца. Когда (примерно) Земля будет в афелии? Сделать

Задание 6.Во время мощных вспышек на Солнце выбрасываются облака

горячей плазмы, скорость которых достигает 1500 км/с. Оцените время, за

которое выброшенные облака плазмы достигнут Земли. Расстояние от Земли

до Солнца 150000000 км, скорость света равна 300000 км/с.

Запрос «Тропик Рака» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Се́верный тро́пик, или тро́пик Ра́ка — одна из пяти основных параллелей, отмечаемых на картах Земли. В настоящее время расположена на 23° 26′16″ к северу от экватора и определяет наиболее северную широту, на которой Солнце в полдень может подняться в зенит. Это происходит в момент летнего солнцестояния, когда угол падения солнечных лучей на поверхность Северного полушария, меняющийся в течение года из-за обращения наклоненной оси Земли вокруг Солнца, является максимальным.

Южный эквивалент тропика Рака — тропик Козерога. Область, лежащая к северу от тропика Рака, имеет субтропический и умеренный климат. Область, заключённая между тропиком Рака и тропиком Козерога, называется тропиками. В настоящее время наклон земной оси постепенно уменьшается, и Тропик Рака медленно смещается к экватору. Название тропика Рака произошло от созвездия Рака, в которое 2 тысячи лет назад «входило» Солнце в момент летнего солнцестояния. Однако из-за процесса предварения равноденствий в настоящее время в этот период Солнце находится в созвездии Близнецов [1] . Слово «тропик» (произошло от греч. τροπή — поворот) описывает процесс «разворота» движения Солнца в солнцестояние.

Читайте также:  В чем можно засолить капусту

Положение тропика Рака не является фиксированным, поскольку по определению зависит от наклона оси вращения планеты относительно Солнца. Вследствие нутации, а также других циклов с разными периодами, положение тропиков постепенно изменяется.

класс (задания с решениями и системой оценивания)

Задание 1. Козерог, Дракон, Рыбы, Лев, Змееносец, Рак. Найдите лишнее в этом списке. Обоснуйте свой ответ.

Решение к заданию 1. Лишнее в этом списке – созвездие Дракона, это единственное созвездие, не лежащее на эклиптике – видимом пути Солнце на небесной сфере в течение года. Распространенное заблуждение, что Змееносец – незодиакальное созвездие, основано на традиции, в соответствие с которой в качестве «знаков Зодиака» выбраны только 12 созвездий из 13, находящихся на эклиптике.

Система оценивания задания:

Баллы Правильность (ошибочность) решения
8 Полное верное решение
7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
5-6 Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки, не относящиеся к астрономии (например, математические).
4 Найдена часть решения.
2-3 Есть понимание природы явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений (не использован закон), в результате полученная часть решения не позволяет прийти к результату.
0-1 Есть отдельные уравнения (законы), относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
Решение неверное, или отсутствует.

Задание 2. В одной из телепередач, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина, ведущая заявила, что существует «…до сих пор не разгаданная загадка, связанная с жизнью поэта». Загадка состояла в следующем. Известно, что А.С.Пушкин родился 26 мая. Всем известно, что разница между старым и новым стилем составляет 13 дней. Однако мы празднуем день рождения Пушкина (по новому стилю) 6 июня, хотя разница между 26 мая и 6 июня – всего 11 дней. Внесите свой вклад в литературоведение – разгадайте загадку.

Решение к заданию 2. Юлианский и григорианский календари (старый и новый стиль соответственно) отличаются тем, что годы, номера которых делятся на 100 и не делятся на 400, в юлианском календаре являются високосными, а в григорианском – нет. Поэтому пересчет дат различных событий из юлианского календаря в григорианский не всегда производится прибавлением 13 суток – так следует делать только для событий, произошедших после 1 марта 1900 года и до 28 февраля 2099 года (по григорианскому календарю). При пересчете дат, относящихся к 18 веку, из юлианского календаря в григорианский следует прибавлять не 13, а 11 дней – с тех пор разница между юлианским и григорианским календарями увеличилась на 2 дня (один день появился в 1800 году, второй – в 1900 году). Именно поэтому день рождения А.С.Пушкина, родившегося в 1799 году, празднуется 6 июня, а не 8 июня.

Система оценивания задания:

Баллы Правильность (ошибочность) решения
8 Полное верное решение
7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
5-6 Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки, не относящиеся к астрономии (например, математические).
4 Найдена часть решения.
2-3 Есть понимание природы явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений (не использован закон), в результате полученная часть решения не позволяет прийти к результату.
0-1 Есть отдельные уравнения (законы), относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
Решение неверное, или отсутствует.

Задание 3. Существует множество различных способов определения сторон горизонта без использования компаса.

1.
Предложите способ определить в солнечный день страны горизонта по наручным часам.

2.
На чем основан данный способ?

3.
Каковы причины недостаточной точности данного способа?

4.
При каких условиях повышается точность определения?

Решение к заданию 3. Циферблат располагают так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между этой стрелкой и линией 6 – 12 делят пополам: равноделящая укажет направление на юг. Основание способа: Солнце в суточном движении обходит небо в 24 часа, часовая стрелка обходит циферблат в 12 часов, описывая в одинаковое время вдвое большую дугу. Значит, если в полдень часовая стрелка указывала на Солнце, то спустя некоторое время она определит его, описав своим концом вдвое большую дугу. Разделив при указанном раньше положении циферблата пополам дугу, описанную стрелкой, мы должны найти то место неба, где находилось Солнце в полдень, т.е. направление на юг.

Приведенный прием неточен по нескольким причинам:

  • циферблат располагается параллельно плоскости горизонта, суточный же путь Солнца лежит в горизонтальной плоскости только на полюсе, на всех других широтах он составляет с горизонтом разные углы;
  • время, показываемое наручными часами, не совпадает с местным истинным солнечным временем
  • ближе к моменту равноденствия (отпадает эксцентрическое положение наблюдателя);
  • в зимнее время.

Система оценивания задания:

Баллы Правильность (ошибочность) решения
8 Полное верное решение
7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
5-6 Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки, не относящиеся к астрономии (например, математические).
4 Найдена часть решения.
2-3 Есть понимание природы явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений (не использован закон), в результате полученная часть решения не позволяет прийти к результату.
0-1 Есть отдельные уравнения (законы), относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
Решение неверное, или отсутствует.
Читайте также:  Как сделать станок для кирпича

Задание 4. Запишите данные предложения, заполнив пропуски в тексте. После каждого записанного предложения в скобках обоснуйте свой ответ:

«1. На земном шаре день равен ночи круглый год только __________________, потому что ______________________________________________________________________________ .

2.Солнце взошло 21 марта 2011 года (по местному времени) в Токио в ___часов, зашло Солнце в ___ часов. В этот же день в Новосибирске восход зафиксирован в ___часов, а заход – в ___ часов.

3.Восход Солнца в населенных пунктах, расположенных на экваторе, 2 августа наблюдается в ____ часов, 27февраля – в ____часов.

4.Июльские морозы и январские знойные дни являются обычными явлениями в средних широтах ___________ _____________.»

Решение к заданию 4.1. День всегда равен ночи на экваторе, потому что граница освещения делит экватор на две равные половины во всяком положении земного шара.

2.
В дни равноденствий Солнце всюду на Земле восходит в 6 часов по местному времени и заходит в 18часов по местному времени.

3.
На экваторе Солнце в течение всего года восходит ежедневно в 6 часов по местному времени.

4.
В средних широтах июльский мороз и январский летний зной – обычные явления для южного полушария.

Система оценивания задания:

Баллы Правильность (ошибочность) решения
8 Полное верное решение
7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
5-6 Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки, не относящиеся к астрономии (например, математические).
4 Найдена часть решения.
2-3 Есть понимание природы явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений (не использован закон), в результате полученная часть решения не позволяет прийти к результату.
0-1 Есть отдельные уравнения (законы), относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
Решение неверное, или отсутствует.

Задание 5. На рисунке представлен старый флаг Турецкой Республики. На нем имеется изображение лунного серпа и звезды.

1.
Серп какого месяца изображен на флаге – молодого или старого? Ответ поясните.

2.
Поясните, могут ли лунный серп и звезда наблюдаться на небе в том виде, в каком они показаны на флаге?

Решение к заданию 5. Серп молодого и старого месяца различаются тем, что обращены выпуклостью в противоположные стороны. В северном полушарии, где расположена Турция, молодой месяц всегда направлен выпуклой стороной вправо, старый – влево. Следовательно, на флаге месяц старый.

З везда не может быть видна внутри диска Луны, дополненного до круга (см.рисунок).

Все небесные светила гораздо дальше Луны и, следовательно, должны ею заслоняться. Их можно видеть только за краем неосвещенной части Луны (за пунктирной линией).

На современном флаге Турции, также содержащем изображение лунного серпа и звезды, звезда отодвинута от серпа за пределы пунктирной линии.

Система оценивания задания:

Баллы Правильность (ошибочность) решения
8 Полное верное решение
7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
5-6 Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки, не относящиеся к астрономии (например, математические).
4 Найдена часть решения.
2-3 Есть понимание природы явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений (не использован закон), в результате полученная часть решения не позволяет прийти к результату.
0-1 Есть отдельные уравнения (законы), относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
Решение неверное, или отсутствует.

Задание 6:Марс удобнее всего изучать во время противостояния, когда Земля находится между Марсом и Солнцем. Определите, через какой промежуток времени повторяются противостояния Земли и Марса. Марс совершает оборот вокруг Солнца за 687 земных дней, а Земля – за 365 дней.

Решение к заданию 6. За промежуток времени T от одного противостояния до другого Марс совершает k оборотов, а Земля (k + 1) оборот (k не обязательно целое). Этот промежуток времени выражается через периоды обращения Земли и Марса вокруг Солнца TЗ и TМ следующим образом: T = (k+1)TЗ = kTМ. Отсюда находим k=TЗ/(TМ−TЗ) и T=TЗTМ/(TМ − TЗ).

Подставляя численные значения TЗ и TМ, получаем T ≈ 779 дней.

Система оценивания задания:

Баллы Правильность (ошибочность) решения
8 Полное верное решение
7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
5-6 Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки, не относящиеся к астрономии (например, математические).
4 Найдена часть решения.
2-3 Есть понимание природы явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений (не использован закон), в результате полученная часть решения не позволяет прийти к результату.
0-1 Есть отдельные уравнения (законы), относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
Решение неверное, или отсутствует.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав

Лето в Южном полушарии длится с декабря по февраль, а зима — с июня по август.

В Южном полушарии находятся четыре континента (Антарктида, Австралия, бо́льшая часть Южной Америки, часть Африки) , часть Азии (часть островов Малайского архипелага) , значительная часть островов Океании

Комментировать
31 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
Adblock
detector