Мария Монтессори – одно из значимых имен педагогики, подарившее методику развития ребенка. Девизом метода стала фраза ребенка «Помоги мне сделать это самому», да и сама Мария Монтессори называла свое «детище» системой саморазвития ребенка, который находится в специально подготовленной среде, наполненной дидактическими материалами.
Ребенок в мире взрослых
Мария Монтессори обратила внимание всех взрослых на то, что ребенку не комфортно в мире взрослых, он живет в другом ритме, познает мир через призму собственных чувств. Чтобы понять, что чувствует Ваш малыш, находясь в мире, где все приспособлено для взрослых, представьте ощущения Гулливера, попавшего в страну Великанов. Наши дети – не куклы в наших руках, а личности со своими потребностями и интересами. Вот какой вывод сделала М. Монтесорри: “Чтобы воспитывать ребенка, – надо его знать, чтобы его знать, – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, – надо дать ему свободу». Под свободой понимается, конечно же, не вседозволенность. Главное – это независимость от воли взрослого. По мнению Марии Монтессори, в результате самостоятельной деятельности ребенок строит себя как личность.
Основы обучения
Принципиальной идеей всех материалов М. Монтессори является спонтанное обучение. Ребенок учится с удовольствием и при этом не замечает, что обучается! Каждая игрушка (являющаяся дидактическим материалом), предлагаемая детям для упражнений, содержит две цели: непосредственная и завуалированная. Непосредственной является та цель, которую ставит перед собой ребенок. Возможно, собрать из кубиков башню. А завуалированная– это цель профессионального взрослого, который придумал башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно координировал движение, развивал зрение, учился концентрировать внимание и готовился к освоению математики.
Монтессори материалы
Через сильную притягательность материалов М. Монтессори (понаблюдайте, это неоспоримо!) у ребенка появляется интерес к вещи. Внутренняя мотивация возникает благодаря радости общения с материалом и любопытства, которая помогает постигать мир. Малыш стремится сам освоить, разобраться , а от педагога требуется лишь небольшая помощь-подсказка, который наблюдает и руководит, насколько это необходимо.
Монтессори-материалы дают детям возможность контролировать ошибки. Если ошибка возникает, ребенок замечает ее и устраняет, и восстанавливается нарушенный порядок. Это приучает к точности и деловитости.
В заключении, хотелось бы привести слова из книги Марии Монтессори, которые помогу понять и проникнуться идеей создателя:
«Способствовать понимать детей, работать для защиты их прав – это и есть моя цель… Ребенок – человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, – все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую хотелось бы заполнить».