Обучающие игры эффективны для детей дошкольного возраста, школьников и даже взрослых (активно применяются в обучении иностранным языкам). Игровые ситуации делают необходимым для ребенка приобретение навыков и знаний. Обучающие игры параллельно с освоением новой информации развивают целеустремленность, настойчивость, организованность и самоконтроль. Детям нравится играть и они с удовольствием выполняют задания, а положительные эмоции защищают от перенапряжения, не утомляют. Если вы сумеете правильно организовать обучающие игры, увлечете ребенка, то сможете развить эрудицию вашего чада, а главное, развить желание учиться. Соблюдайте некоторые правила:
- От простого к сложному. Начинаем с заданий, которые по силам ребенку, усложняя по мере развития навыков и приобретения новых знаний.
- Постепенность. Усложнение заданий должно быть постепенным, чтобы не отбить желание у ребенка заниматься, не снизить интерес к игре.
- Шаг вперед, два шага назад. Если малыш не выполнил какое-то задание, не стоит расстраиваться. Вернитесь к пройденному материалу, только не на шаг назад, а на два. Сделав то, что ребенок уже выполнял, выиграв, снова ощутив вкус победы, он вновь поверит в свои силы и захочет бороться дальше.
- Радость обучения. Поддерживайте бодрое, радостное настроение ребенка во время игры. Положительные эмоции помогут добиться интеллектуальных побед.
- Предоставление самостоятельности. Не спешите подсказывать, не давайте ответа. Помогите только нащупать верный путь. Интеллектуальное напряжение важно, чтобы сохранить дальнейший интерес.
- Позиция учителя. Проводя обучающую игру не забывайте о своей роли учителя. Азарт взрослых и достижение победы не уместны, так как вы можете пропустить чувства ребенка – его расстройство, обиду, разочарование. Да, уметь проигрывать нужно уметь, но сейчас гораздо важнее вера ребенка в собственные силы.
- Право на ошибку. Ребенок не должен бояться ошибиться. В противном случае он тормозит свою любознательность, пытливость. Если малыш дал не верный ответ, не спешите его исправить, сообщив верный результат. Постепенно сужайте поле поиска ошибки небольшими наводками, предоставьте возможность продолжить обучаться.
- Отношения. Учитывайте темперамент, характер ребенка. Если ваш малыш уверен в себе, смел, научите его критически оценивать свои ответы. Если же он робок и нерешителен – любыми путями подбадривайте и поддерживайте.
В заключении хочется привести слова Януша Корчака: «Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода».