Для каждого человека характерен свой стиль обучения в зависимости от способа восприятия информации. Уверена, что вы уже встречались с делением всех людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Именно оно лежит в основе определения стиля обучения, который важно учитывать при занятиях с ребенком.
Должна заметить, что определенный стиль проявляется у человека не сразу. Так большинство дошкольников деятели и им характерен кинестетический стиль обучения. К третьему-четвертому классу у детей развивается визуальный, либо аудиальный стиль, они начинают запоминать 75% того, что увидели или услышали. И конечно, не редки случаи сочетания всех стилей.
Описание и характеристика стилей обучения в таблице.
Кинестетический |
Аудиальный |
Визуальный |
|
Стиль обучения |
Ребенок учится, делая что-то сам. Предпочитает непосредственное участие в деле. | Ребенок воспринимает то, что говорят ему взрослые или он себе сам. | Ребенок предпочитает наглядное обучение; смотрит, как делают другие |
Память |
Лучше всего запоминает то, что было самостоятельно сделано, увидено или о чем говорили. Ребенок может делать записи, но потом в них не заглядывать. | Ребенок запоминает имена, но не помнит лиц; запоминает что-то только после многократного повторения вслух. | Запоминает лица, но не помнит имен; все записывает, потом просматривает свои записи. |
Решение проблемы |
Предпочитает решать проблемы путем действий, нежели путем размышлений; импульсивен, часто выбирает решения, требующие наибольшей активности | Рассказывает о проблеме; проговаривает варианты решения вслух или про себя; за разговорами решает проблему. | Все взвешивает, планирует заранее; приводит в порядок свои мысли, делая записи; составляет список проблем, требующих решения. |
Общение |
Жестикулирует, когда говорит, невнимательно слушает; стоит очень близко к собеседнику. | Любит слушать, но не терпелив, когда хочет высказаться; дает длинные описания со множеством повторов. | Спокоен; может достаточно долго молчать; становится нетерпеливым, если надо долго и внимательно слушать. |
Язык |
Использует слова: получить, взять, сделать и т.п. | Использует слова: слушать, слышать, говорить и т.п. | Использует слова: видеть, смотреть, наблюдать и т.п. |
Как использовать эту информацию?
Узнали по описанию своего ребенка? С помощью наблюдения выделите характерный или преобладающий стиль обучения. Попробуйте ответичать на вопросы ребенка так, чтобы помочь ему в решении проблем. Например:
1. Проблема ребенка – Я не могу найти свои ботинки?
Ключевое слово – найти. Это действие и кинестетический стиль. Для однозначного понимания будет лучше, если вы ответите ребенку – Поищи у себя в комнате или в прихожей.
2. Проблема ребенка – В учебнике не сказано, что мне делать.
Ключевое слово – не сказано. Аудиальный стиль. Ваша поддержка с помощью слов – Прочитай вслух и скажи мне, о чем говориться в задании.
3. Проблема ребенка – Я не вижу, как это работает.
Ключевое слово – не вижу. Визуальный стиль обучения. Ваш ответ – Посмотри на меня, я тебе покажу.
Дочь – второй тип, все что приходит в голову тут же проговаривается, со слов запоминает отлично, а вот прочитанное усваивается хуже
Я считаю, что очень важно понять, как твой ребенок воспринимает информацию. Ведь тогда можно будет избежать конфликтов и например, высказываний “Я ему сто раз повторила, а он…”. Да просто ребенку может быть нужно один раз показать, а не говорить.