100 лет назад родители хотели, чтобы дети приобрели хорошие манеры и высокое социальное положение, в послевоенные десятилетия люди видели цель в образовании, но сегодня все больше взрослых хотят, чтобы их дети были эмоционально грамотными. Именно эмоциональный интеллект способен сделать Вашего малыша успешным. Сегодня рассмотрим несколько способов как развивать эмоциональный интеллект ребенка.
1. Первым делом нужно ребенка познакомить с существующими эмоциями и одними из лучших помощников в этом деле будут развивающие карточки. Варианты могут быть разнообразные – от смайликов до портретов родственников, либо самого ребенка. Я предлагаю скачать вам карточки эмоций двух видов – изображения детей в нашей группе ВКонтакте и нарисованные фигурки по ссылке ниже.

Очень хороший вариант карточек от Марии Лебедевой “Эти разные эмоции” можно купить на Ozon.ru всего за 75 рублей.
![]() |
Эти разные эмоции. Волшебный сундучок (набор из 21 карточки) |
2. Берем на вооружения и современные способы обучения – детские презентации. Можно просто смотреть презентацию, либо рассматривать и обсуждать, составлять рассказ, фантазировать о сюжете картинки.
3. Не забываем, что для ребенка лучший способ обучения – это игра. Чтобы весело изучать эмоции, придумайте коротенькие рассказы и подбирайте подходящее лицо для выражения эмоций у мальчика на картинках.
4. Объясняйте ребенку, что чувствуете Вы сами, например, если он Вас огорчил или рассердил. При этом лучше уходить от фразы в третьем лице. Старайтесь говорить “Я расстроена”, а не “Мама расстроена”. Такая модель с использованием “я” позволяет создавать более тесные и близкие отношения между детьми и родителями.
5. Читаем книги и обращаем внимание на эмоции, переживаемые героями. Особенно хотела бы порекомендовать в этих целях книги “Про зайку” и “Еще про зайку” для деток в возрасте от 1 года до 3 лет, а также повесть “Бабушка на яблоне” Миры Лобе, которую переиздали в этом году, для детей по-старше.
6. Справляемся с детскими капризами, истериками, страхами и депрессиями. Да, это не просто и требует мужества от родителей. Но мы должны помогать нашему ребенку понять себя и направить свои эмоции и чувства в конструктивное русло.
7. Рассматриваем картины и обсуждаем, какие чувства вызывают сюжет, краски, тона у ребенка. А что мог чувствовать художник, когда создавал свой шедевр? Поиски ответа на последний вопрос, уж поверьте маме двух школьников, очень поможет Вашим детям при написании сочинений.
8. Слушаем музыку и учимся распознавать и выражать свои чувства. Для этой цели отлично подойдет прослушивание “Детского альбома” П.И. Чайковского. Дети очень тонко чувствуют настроение, передаваемое через ноты и звуки, Вы даже удивитесь.
Буквально на днях на уроке музыки в школе мой средний сын рисовал закрытыми глазами, слушая произведения Моцарта. Интересный опыт. Попробуйте и вы со своими детьми выплеснуть свои эмоции от музыки посредством рисунка.
9. Кстати, о рисунках. Даже не будучи психологом, мы, родители, можем много понять, изучив то, что и как рисует наш малыш. Тема очень глобальная и не уберется в эту статью. Хочу лишь предложить детям нарисовать “Палитру чувств”. Напишите названия чувств на бумаге и оставьте пространство или, например, нарисуйте кружок или квадратик, который ребенок будет закрашивать тем цветом, который ассоциируется с тем или иным чувством.
10. Не забываем о саморазвитии. Я имею в виду, что трудно будет учить ребенка, если сами не достаточно обладаете информацией об эмоциональном интеллекте.
Что почитать родителям на тему развития эмоционального интеллекта ребенка?
- “Эмоциональный словать от Ах до Ай!” Н. Козлов Скачать книгу
- “Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста“, Г.А. Широкова
- “Как воспитать в ребенке будущего президента? Развитие эмоционального интеллекта и лидерства у детей дошкольного возраста” , О.В. Танкова
- “Эмоции и чувства”, И.П. Ильин Скачать книгу
- как общаться со сверстниками
- как вести себя в стрессовых ситуациях
- как обходиться с собственными чувствами
- как найти альтернативу агрессии.
Маша, спасибо, очень много полезной информации для себя отметила!
Спасибо автору! То что нужно именно сейчас.
Приятно удивлен профессиональному подходу к важной теме.
Буду заходить, учиться.
С уважением WEBПапа Сергей.
Машенька, огромное спасибо за столько полезных ссылок. Я вспомнила,как однажды видела на занятиях в художке педагог помогала почувствовать эмоции не только с помощью музыки и цвета, а еще и в движении. Самое интересное, что каждый по разному реагировал – кто-то кружился, кто-то залезал на стул, а кто-то лежал на ковре, попеременно двигая руками и ногами.
Мария, спасибо огромное! Как раз на днях думала о том, что нужно моих мальчиков (2г. и 5мес.) обучать эмоциям, и Ваш материал очень кстати. С завтрашнего дня начнем!
Это действительно очень важно – развитие эмоционального интеллекта.
ПО себе знаю, ведь в наше время этому не уделялось достаточно внимания. Приходилось потом все дорабатывать самой.
Забавно! У нас есть “Эмоциональный букварь от Ах до Ай-яй-Яй” Стрелковой Л.П. 1994г. Один в один Эмоциональный словарь Козлова. Книга замечательная.
Спасибо большое, Мария! Очень познавательная статья. Как раз думала, как бы с ребенком поработать с эмоциями. А тут ваша рассылка.
Музыка, рисование – это не только развитие малыша, но отличные возможности родителям узнать своего ребенка.
И не только родителям важно знать про этот самый эмоциональный интеллект. Мы в детском саду тоже готовим занятия интегрированные: чтобы и эмоции, и слух, и вкус, и творчество. Первой ласточкой был морской шторм – под музыку Вивальди – разные настроения, разные переживания – вот часть занятия:
http://antipedagogika.com/?p=7176
Благодаря музыке, эмоциям и переживаниям, малыши легко запомнили и про шторм, и про Вивальди (что он композитор) – самый настоящий эмоциональный интеллект:)
За Чайковского спасибо – буду искать “Болезнь куклы”.