Благодарю Юлию Соловьеву за подробное описание методики Железновых, возникшее после посещения авторского семинара Екатерины Железновой.
К моменту личного знакомства с Екатериной Железновой я уже полгода применяла ее методику в занятиях с моим сыночком, которому сейчас 10 месяцев. Однако за идею поучаствовать в авторском семинаре я ухватилась обеими руками, потому что где-то в глубине души я чувствовала, что применяю далеко не все, что включает в себя система. Легко запоминающиеся, ритмичные песенки, которые используются повсеместно – в развивающих центрах, современных детских садах и студиях – это всего лишь материал, а что же скрывается за научным словом «методика»? Найти ответ на этот вопрос и понять, как можно полноценно использовать методику Железновых в домашних условиях – вот были мои цели на семинаре. Надо сказать, что многие существующие центры, занимающиеся по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Никитиных в той или иной степени прибегают к материалам дисков Железновой и используют их для физкультминуток, логоритмики, классической ритмики, инсценировки сказок, постановочных праздничных представлений. Принимавшие участие в семинаре педагоги признались, что применяют больше половины материалов Железновой, но делают это «на свое усмотрение», интерпретируют методику по-своему. Однако системные занятия по методике Железновых проводятся исключительно студиями «Музыка с мамой».
Перейдем сразу к первой задаче – что же такое классический урок по Железновой. Вот как представила его сама автор:
Структура занятия:
- Приветствие
- Разминка
- Жестовые и пальчиковые игры
- Игровой массаж
- Музыкально-ритмические движения или гимнастика
- Логоритмика
- Распевание, пение
- Игра на музыкальных инструментах
- Сказка (с 1,8 лет)
- Прощание
Приведу пример классического урока по Железновой для ребенка от 1 до 2 лет:
- Приветствие – Хватит баловаться (CD 37 – № 2,3)
- Разминка – Все вместе (CD 37 – № 14,15)
- Жестовые и пальчиковые игры – диск № 37
- Игровой массаж – диск № 33
- Музыкально-ритмические движения или гимнастика – диски № 6, 22, 32, 37
- Логоритмика – диск № 35
- Распевание, пение диск № 25
- Игра на музыкальных инструментах – Колокольчики (CD 32 – № 2,3)
- Сказка – диск № 24 – сказка –шумелка, 38 – сказка-подражалка, 39 – сказка –щекоталка, 36 – музыкальная сказка, релаксация
- Прощание – Мы отзанимались (CD 37 – №68, 69).
Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимают 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.
После того, как мой первый вопрос был разрешен, я решила прояснить для себя второй вопрос – как применять все это в домашних условиях с ребенком?
Давайте разберем, что нам нужно для проведения занятий:
Общее:
- ковровое покрытие;
- музыкальный центр или компьютер (ноутбук);
- подушки;
- стулья.
Музыкальные инструменты для детей:
- колокольчики
- бубенчики
- погремушки
- маракасы
- клавесы (палочки)
- бубны
- ложки
- барабаны
- тарелочки или треугольники
- шейкеры (можно «коробочки Монтессори»)
Игровое оборудование
Для массажа:
- массажные мячики и кольца
- мячики мягкие маленькие
- перышки
- шишки
Для гимнастики и подвижных игр:
- фитбол
- палочка
- обруч
- ленточка
- платочки
- основные игрушки (куклы, мишки, зайки)
Для сказок:
- ширма
- сюжетные игрушки (желательно нарукавники) или картинки
В общем – то, ни один из вышеперечисленных пунктов не должен вызывать трудности в приобретении. Многое, уверена, уже есть в домах, где растут малыши. С самим материалом тоже не должно возникнуть проблем – в настоящее время диски Железновой можно не только купить, заказав их в Интернет магазинах или на официальном сайте, но и скачать в сети в свободном доступе.
Единственное, что может вызвать сомнения, это то, что в группе несколько детей и занятия в основном рассчитаны на группу 5-7 человек. Но, я уверена, что и это не проблема. Во-первых, повезло тем, у кого есть братья и сестры, во-вторых, вы можете привлечь к занятиям доступных на тот момент членов семьи (ведь хороводы можно водить и со взрослыми), в-третьих, даже вдвоем с малышом Вы можете организовать занятия в паре – формат многих уроков Железновой.
Еще один вопрос, который может возникнуть, – как определить, к какому блоку относится та или иная композиция на диске. Во-первых на официальном сайте Е. Железновой можно найти характеристику каждого выпущенного диска, во-вторых, существует диск с методическими указаниями, на котором можно найти не только эту информацию, но и пошаговое руководство к движениям, выбору музыкального инструмента, жестам, игрушкам.
Дело за малым – выделить в расписании место для ежедневных или еженедельных (кому как удобно) занятий по методике Железновой и вперед!
Автор статьи – Юлия Соловьева, участница семинара по развитию речи “Как помочь малышу заговорить?”
Скачайте пробный урок из курса “Домашние занятия по методике Железновых”
Вас ждет:
- аудиолекция с рекомендациями по занятиям
- подборка песенок, потешек, сказок в формате mp3, которые Вам потребуется лишь последовательно включать
- минусовки музыкальных произведений
- методичка с планом урока, текстами и описанием движений
Нажмите “Мне нравится” чтобы получить доступ
|
|