Чтение книг, сказок, рассказов – прекраснейший способ развития речи ребенка. В процессе малыш пополняет свой словарный запас, фонематический слух, развивает память и получает развитие визуального канала посредством иллюстраций. Часто меня спрашивают: “Что почитать детям?” Сегодня я решила рассказать и показать некоторые наши со Степаном книжечки.
Список во многом стандартен, т.к. я считаю, что нужно своевременно знакомить детей с литературным наследием. Ребенок в 2 года, читающий Шекспира, вызывает удивление, а ребенок в 6 лет, не знающий сказку “Колобок” – недоумение. Хотела бы избежать подобных крайностей. Именно поэтому одними из самых любимых у Степочки являются книги К. Чуковского и В. Сутеева. Кроме того, в наследство от старших, ему досталась христоматия “Читаем и поем”. В этой книге представлены тексты детских песенок, потешек, стихи А. Усачева про все праздники и некоторые сказки. Больше всего мы любим петь по этой книжке о веселых гусях и сереньком козлике.
Особняком стоят книги со звучающими кнопками. Считаю такие книги и отличным развлечением, и замечательными пособиями, помогающими звукоподражанию. А ведь известно, что от звукоподражания прямая дорога к первым словам. Должна признаться, что тексты сказок я несколько упрощаю, т.к. Степочке хочется побыстрее нажать на кнопки и продолжить рассказ.
Нет-нет, да и принесет мне картонную книжечку, которые активно использовались на первом году жизни. Я их пока не убираю, оставляю в свободном доступе. В серии книжек “Для самых маленьких” мы уже показывает все картинки, которые попросит мама. Видимо именно этот момент и доставляет особое удовольствие.
А вот и наши сказки и стихи. Фавориты – “Курочка Ряба”, в которой иллюстрациями служат фотографии пластилиновых картин и разумеется Агния Барто. Книжечка “Маша учит цвета” привлекает блестящей фольгой. На днях наш пес лишил Степашку его любимой сказки “Три медведя” издательства “Росмэн”.
В последнее время особенно стали привлекать книги, помогающие изучить форму и цвет. Одна из книжечек – это набор разрезных картинок: если все верно выбрать в нижнем ряду, то вверху получается целостная картинка. Любопытно наблюдать, как мой малыш хитрит и частенько идет от обратного, т.е. ориентируется на верхнюю картинку.
Дополнительно мы занимаемся по книгам “Школы семи гномов” – 1-2 книжечки в день, “Букварю с пеленок” и “Книжной разминке” от компании “Умница”.
Я всегда очень щепетильно отношусь к выбору книг. Но очень часто книги дарят знакомые, все они проходят через мою цензуру. Чтобы Вы поняли, что я имею ввиду, приведу пример – сказка “Волк и семеро козлят” с иллюстрациями от очень современного и креативного художника.
Как Вам вот такой модный волк? На меня его внешний вид произвел удручающее впечатлений и я посчитала книгу недостойной занять место в нашей библиотеке. Классическое исполнение для меня более приемлемо.
Все книги, о которых я сейчас рассказала, всегда находятся под рукой и Степан может самостоятельно выбрать любую для чтения. Есть еще специальные книги, например, на развитие эмоционального интеллекта, или атлас по географии, которые я готовлю для занятий и достаю в специально отведенное для них время. Но об этом в следующий раз.
P.S. О том как правильно читать книги и сказки, чтобы чтение способствовало развитию речи, я расскажу на семинаре “Как помочь малышу заговорить”, который стартует 23 апреля.
Мы читаем в принципе то же самое. В годик очень любили электронные книжки (у нас их достаточно много). Сейчас (нам 1г. 10 мес.) больше любим картонные книжки со стихами и сказками и сборники сказок и стихов. Книжки по типу цвет-форма у нас также есть, но с ними мы уже наигрались, а поначалу они вызывали бурный интерес.
Электронные книги не читали, что-то я их слишком шумными для родителей посчитала. Но с года до полутора любимыми книгами была серия “Про кого расскажет белка” (кот, слон, кенгуру). Книжки со стихами про зверей с очень хорошими (не мультяшными) иллюстрациями. Теперь знает животных больше чем я (с папой читали)(
вот вы знаете зверя вомбат? я не знала…)
Еще нравятся азбуки (у нас их разных 3 штуки) – яркие картинки делают свое дело – буквы и цифры учатся.
вот еще вспомнила – где-то с полутора лет читают с папой журнал про технику. появилось несколько новых слов в лексиконе (эки – электричка, каа – трактор, и т.д.)
Маша, ты сподвигла меня на целый пост о наших детских книгах. Я не смогла втиснуть все, что я думаю о выборе книг для ребенка в этот маленький ответик, потому что хотелось и картинки выложить и похвастаться настоящими книжными сокровищами. Посему – вот тут пост http://irmihson.blogspot.com/2012/04/blog-post_3052.html
А вкратце скажу – только хорошие иллюстрации. С этим строго настрого! Чтобы сразу развивать художественный вкус
Ириш, рада, что получилось тебя вдохновить. В очередной раз прочитала у тебя про “Ладушки”, давно раздумываю над ее приобретением. Видимо пора уже тоже пополнить ею нашу библиотеку.
Все же Ладушки не рекомендую – темновата, Колька не смотрит, а потешки все мы и так знаем. РАзве что себя побаловать.
А вот “Моя первая книга” или альбом по развиттию речи – да. Можно покупать.