Социально-нравственное развитие детей является неотъемлемой частью формирования и развития личности ребенка. Малыш получает первый опыт общения в семье, на детской площадке, в детском саду, учится вести себя в соответствии с нормами, принятыми в обществе, наследует культурные традиции. Поговорим о том, как прививать моральные чувства, закладывать привычки поведения и навыки, что собственно и является основной задачей социально-нравственного развития детей.
Когда и как начинать социально-нравственное развитие детей?
Конечно же через игры, беседы, чтение. Приведем художественные произведения и описание игр в соответствии с возрастом знакомства.
- с рождения дарим ребенку улыбки, проявляем отзывчивость на требования малыша, уважаем и принимаем боязнь незнакомцев, создаем атмосферу привязанности в кругу семьи
- помогаем налаживать первые взаимоотношения с близкими и сверстниками
- в 1,5 – 2 года можно познакомить ребенка со стихотворением В. Маяковского “Что такое хорошо, а что такое плохо?”. Даже в стихотворении про Мишку, которому оторвали лапу можно пробудить сочувствие и сострадание, которое в последствие будет перенесено на близких.
- в 2-3 года можно добавить работу с карточками, обсуждения, беседы по картинкам. Для чтения выбираем старую добрую сказку “Петушок золотой гребешок и чудо-меленка”, которая поможет обсуждению эмоционального состояния героев, а также заложит доброжелательные отношения к окружающим.
А также сказку “Петушок золотой гребешок и чудо-меленка” Скачать сказку
- в 3-4 года пришла пора познакомить ребенка с произведениями В. Катаева “Цветик-семицветик”, Г-Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”, С. Аксакова “Аленький цветочек”.
Попросите малыша загадать три желания, подскажите, что если очень-очень чего-то захотеть, то это непременно сбудется, а потому желать нужно доброе. Расскажите о своих желаниях, пусть ребенок осознает, что у разных людей могут быть разные желания и не обязательно они должны совпадать.
Дополнить социальное воспитание детей помогут карточки “Правила поведения”
- в 4-5 лет деткам понравятся сказка Б. Гримм “Беляночка и Розочка” , ненецкая народная сказка “Кукушка”, Г.-Х. АНдерсен “Снежная королева”, читая которые Вы можете привлекать ребенка к высказыванию суждений о поступках героев.
Интересным будет создание “Коробочки добрый дел”, в которую Вы с малышом ежедневно в конце дня можете писать записочки о добром деле, совершенном сегодня или же просто опускать любую мелкую деталь, а в конце недели подводить итоги и считать, сколько же доброго ребенок совершил - в 5-6 лет для социального развития ребенка на помощь призываем такие произведения, как “Волшебник изумрудного города, С. Волкова, С. Лагерлеф “Чудесное приключение Нильса с дикими гусями”, П. Бажов “Серебрянное копытце”, Э. Гофман “Щелкунчик и мышиный король”.
Предлагаю в этом возрасте поиграть в игру “Проигрышная лотерея”, основанная на методике Марии Терезы Бурке-Бельтран и помогающая оценить на сколько сформировано моральное поведение ребенка. Берем коробочку, показываем ребенку выигрышный билетик, но незаметно не кладем его в коробку. Таким образом, в коробке изначально только проигрышные варианты. Просим ребенка вынуть билетик и сообщить родителю результат.
Вот только не забывайте, что не стоит ругать малыша, если ему захотелось выиграть и чуть-чуть Вас приврать. Воспринимайте данный случай как повод и направление для дальнейшего нравственного воспитания. - в 6-7 лет почитайте “Карлик Нос” В. Гауф, ”Королевство кривых зеркал” В. Губарев и отдельно выделю сказку “Мальчик-звезда” О. Уальда, которая позволит затронуть тему эгоизма и внутренней красоты человека.
В этом возрасте можно попробовать визуализацию. Предлагаю воспроизвести упражнение “Чаша доброты”. Устройтесь удобно на полу Закройте глаза и представляйте свою любимую чашку. Мысленно наполняем ее до самых краев добротой. Вдруг рядом появлятеся пустая чашка. Отлейте в нее из своей чашки. А вот еще одна пустая чашка, и еще, и еще… Делитесь, отливайте из своей чашки. Не жалейте. Посмотрите в сво чашку. Она полная или пустая? Добавьте в нее свою доброту. Вы можете делится своей добротой с другими и Ваша чашка всегда будет оставаться полной. Медленно открываем глаза и говорим ”Это я. У меня есть такая чаша доброты!”
Конечно, возраст для игр и чтения указан примерно. Все зависит от интереса Вашего ребенка. Многие произведения можно перечитывать, переосмысливать, выходить на новый уровень обсуждения. Будьте внимательны к своим детям и уделяйте внимание социально-нравственному развитию ребенка.
Мария, не перестаю восхищаться вами и как мамой и как наставником в вопросах воспитания и развития! Благодарю вас за такой нужный и доступный материал!!!
Замечательный совет -”Интересным будет создание “Коробочки добрый дел”, в которую Вы с малышом ежедневно в конце дня можете писать записочки о добром деле, совершенном сегодня или же просто опускать любую мелкую деталь, а в конце недели подводить итоги и считать, сколько же доброго ребенок совершил”. Будем применять.Спасибо!
Спасибо за интересную статью. А мне в голову давно пришла идея:каждый месяц устраивать в семье День добрых дел (помощь родственникам;кормление животных, птиц; помощь детям из детских домов игрушками, одеждой; даже приготовить с ребенком воскресный обед для любимой бабушки-тоже хорошо)))Инициатива конечно же должна исходить от родителей.Ведь мы своим примеров закладываем фундамент в наших детях.
Мне очень приятно что мы с Катюшей познакомились с Вами. Наша жизнь стала намного интерестнее и веселее. Спасибо за проделанную работу.